№ соглашения 02.G25.31.0076
Проект
Создание и постановка на производство нового вида щитовых проходческих агрегатов многоцелевого назначения - геоходов.
Получатель
субсидии
ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод»
Кемеровская область - Кузбасс
Головной
исполнитель
НИОКТР
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Томская область
Начало проекта
2013
Стадия проекта
Завершен
Отрасль
Добыча природных ресурсов
О проекте

Цели

Создание и постановка на производство нового вида щитовых проходческих агрегатов многоцелевого назначения - геоходов.

Уникальность

Геоходы – принципиально новый класс горных машин. Создание геоходов предполагает применение целого ряда новых технических решений во всех системах:

  1. Способ передвижения, обеспечение устойчивости геохода, формирование тягового и напорного усилий основаны на использовании специально формируемых законтурных каналов. Тяговое и напорное усилия формируются не за счет сил трения на контакте твердой и воздушной сред, как это происходит у традиционных проходческих машин, а за счет включения геосреды в процесс перемещения и работы геохода.
  2. В трансмиссии применяются системы многопоточной передачи мощности, разработаны варианты авто- и принудительного выравнивания потоков, разработаны системы с распределением приводных сил и моментов по оболочке корпуса геохода.
  3. В исполнительном модуле применяется новый подход к проектированию, основанный на формировании забоя рациональной формы. Критерии, по которым выбираются геометрические параметры формы забоя, основаны на смещении главных напряжений в породе забоя в сторону растяжения, что позволяет добиться снижения удельной энергоемкости разрушения породы, снизить требования к энерговооруженности исполнительного модуля, уменьшить его металлоёмкость.
  4. Системы обеспечения движения, стабилизации и маневрирования совмещены с системами формирования законтурных каналов и исполнительного модуля, при этом, в отличие от традиционных проходческих машин, маневрирование осуществляется не за счет изменения положения машины с последующим изменением направления выработки, а наоборот, сначала меняется направление выработки, что в дальнейшем приводит к изменению положения машины.

Результаты

После создания прототипа геохода, его доводки и проведения приемочных испытаний, выбран вектор направления работ – создание машин (геоходов) большего диаметра для метростроения, совершенствование систем и узлов геохода. Это позволит существенно расширить область применения геоходов в отраслях промышленности, дает импульс к импортозамещению проходческих машин на территории Российской Федерации. Масштаб разворачиваемых работ позволит развить смежные производства тяжелой промышленности и создать новое заводское строительство.