№ соглашения 13.G25.31.0034
Проект
Разработка и организация высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема.
Получатель
субсидии
АО «Универсал-контактные сети»
г. Санкт-Петербург
Головной
исполнитель
НИОКТР
Омский государственный университет путей сообщения
Омская область
Начало проекта
2010
Стадия проекта
Завершен
Отрасль
Энергетика и топливная промышленность
О проекте

Цель

Вывод на рынок токоприемников для магистрального электроподвижного состава, способного обеспечить надежный, экономичный и экологичный токосъем при взаимодействии с контактной сетью на модернизированных участках железных дорог при высоких скоростях движения для обеспечения повышенных ресурсных возможностей:

  • снижение потерь электрической энергии;
  • улучшение качества электрической энергии и повышение энергоэффективности за счет улучшения качества токосъема (уменьшение искрения и дугообразования в контакте, электромагнитного влияния на смежные устройства и выбросов продуктов износа в окружающую среду);
  • уменьшение эксплуатационных затрат на ремонт токоприемников и контактных подвесок;
  • локализация возможных повреждений токосъемных устройств;
  • уменьшение энергозатрат за счет уменьшения лобового сопротивления электроподвижного состава воздушному потоку (улучшение аэродинамических характеристик токоприемников);
  • повышение срока службы контактных проводов и контактных элементов токоприемников.
Указанные меры особенно актуальны в связи с широким внедрением новых (КС-200, КС-160, КС-250) и модернизацией существующих типов контактных подвесок на электрических железных дорогах России.

Уникальность

Разработанный токоприемник предназначен для использования на отечественных магистральных электровозах и электропоездах постоянного и переменного тока с целью обеспечения надежного, экономичного и экологичного токосъема при взаимодействии с контактной сетью на модернизированных участках железных дорог при высоких скоростях движения.

В настоящее время на отечественном электроподвижном составе используются токоприемники, разработанные в 70 – 80-ые годы, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к токосъемным устройствам при высоких скоростях движения и снимаемых токов, а именно: высокая приведенная масса токоприемника, недостаточный рабочий ход верхнего узла, аэродинамическая характеристика в значительной степени зависит от высоты подъема токоприемника, повышенная величина трения в шарнирах, недостаточный ресурс и др.

Результаты на 31.12.2021

В соответствии со стратегией развития ОАО «РЖД» до 2030 г. и концепцией модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года потребность в современных электровозах, электропоездах, а, следовательно, и токоприемниках, будет возрастать. Локализация производства токоприемника, пригодного для эксплуатации на модернизированных участках, позволит снизить импортозависимость, а также заполнить существующие ниши в производственной программе производителей электроподвижного состава.

К 2017 году планируемый объем продукции, выпускаемой с использованием результатов НИОКТР, достигнет 400 шт. (228,0 млн.руб.) в год.

Мощность созданного производства разработанной продукции позволяет изготавливать токоприемники в заданном объёме.

При этом новые тенденции требуют постоянного развития, доработки и модернизации разработанной продукции. В связи с этим в настоящее время ЗАО «УКС» проводит корректировку разработанного токоприемника под определенного заказчика:

  • создана упрощенная версия токоприемников для электропоездов ОАО «Демиховского машиностроительного завода»
  • доработана конструкции под требования ООО «Технология Рельсового Транспорта» (ООО «ТРТранс»), ОАО «ПК «Новочеркасский Электровозостроительный завод» (ОАО «НЭВЗ»), ОАО «Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения» (ОАО «ВЭлНИИ»)
  • доработана конструкция под требования ООО «Мобильные Системы Диагностики» (МСД холдинг)
  • доработана конструкция под требования грузовых электропоездов завода ООО «Уральские локомотивы» (г.Верхняя Пышма, Свердловской обл.)
  • выполнена корректировка КД и ТП для конкретных заказчиков.
Инновации в конструкции и производстве токоприемника:

  • Замена бронзовых втулок в механизме кареток на новые подшипники качения;
  • Применение лазерной резки;
  • Проработка вариантов исполнения токоприемника с полозами собственного производства;
  • Расширение испытательной базы;
  • Изменение логистических схем;
  • Подготовка участка под изготовление полозов.