№ соглашения 13.G36.31.0003
Проект
Создание технологии проектирования и высокотехнологичного производства аппаратно-программных компонентов информационно-вычислительной среды и периферийных средств для комплексов авиационного бортового оборудования (БО) нового поколения на основе концепций интегрированной модульной авионики и необслуживаемого БО.
Получатель
субсидии
АО «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования»
Московская область
Головной
исполнитель
НИОКТР
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
г. Санкт-Петербург
Начало проекта
2010
Стадия проекта
Завершен
Отрасль
Авиастроение
О проекте

Цель

  • создание на современной научной основе комп¬лек¬са архитектурных, программно-алгоритми¬чес¬ких, схемотехнических, технологических и конст¬руктивных решений, составляющих в совокуп¬нос¬ти базу высокотехнологичного производства кон-курентоспособных комплексов авиационного бортового оборудования;
  • создание замкнутой технологии разработки, выпуска и дальнейшего совершенствования бортовой вычислительной среды на основе монокристальных вычислительных модулей как платформы, реализующей в режиме реального времени продвинутые алгоритмы и процедуры мониторинга технического состояния бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его реконфигурации с целью минимизации издержек на обслуживание авиационной техники.
Уникальность

Использование разрабатываемых технологий при создании интегрированного комплекса бортового оборудования (ИКБО) позволит:

  • обеспечить уверенное решение перспективных международных требований аэронавигации на период до 2025 года, включая концепцию CNS/ATM, принятую ИКАО на 2008-2015 гг.;
  • повысить безопасность и регулярность полетов до уровня, соответствующего и даже превосходящего перспективные требования Плана стратегических исследований (SPA) Совета по аэрокосмическим исследованиям в Европе (ACARE);
  • снизить стоимость информационно-вычислительного «ядра» ИКБО на 40 – 60 %;
  • существенно (в 5 – 6 раз) снизить эксплуатационные затраты на БРЭО самолета, включая затраты на обменные фонды и аэродромное технологическое оборудование.

Оригинальность проекта и преимущества получаемого продукта определяются целенаправленным объединением достижений в следующих направлениях:

  1. развитие и реализация концепции «безотказного» бортового вычислителя, вероятность отказа которого за время полета не превышает 10-10;
  2. развитие бортовых систем контроля и технического обслуживания бортового оборудования на основе встроенных средств контроля (контролируемые отказы);
  3. освоение современной кремниевой технологии «system on a chip» – «система на кристалле» на топологическом уровне 0,35 мкм и ниже (нано-технологии);
  4. реализация принципов реконфигурации как собственно бортовой вычислительной сети, так и бортового комплекса в целом.

Результаты на 31.12.2021

В процессе выполнения проекта частично выполнена и продолжает выполняться согласованная разработка таких составляющих технологий, как:

  1. Технология системного проектирования и конфигурирования распределенной бортовой информационно-вычислительной среды (ИВС) для комплексов авиационного бортового оборудования, реализующая интеграцию концепций интегрированной модульной авионики (ИМА) и авионики необслуживаемого бортового оборудования (АНБО).
  2. Технология проектирования базового отказоустойчивого масштабируемого вычислителя для комплексов необслуживаемого бортового оборудования летательных аппаратов.
  3. Технология проектирования аппаратно-программных компонентов вычислительных, сетевых и периферийных средств на основе технологии систем на кристалле (СнК).
Получено положительное решение Роспатента о выдаче патента по поданной совместной заявке АО «НИИАО» с участием сотрудников ГУАП № 2016124963 от 22.06.2016 на изобретение «Способ управления избыточностью бортовой интегрированной вычислительной среды и устройство для его реализации».