
субсидии
исполнитель
НИОКТР


Цель
Целью проекта является организация специализированного промышленного производства для изготовления важнейших деталей и узлов авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) пятого поколения военного и гражданского назначения.
Уникальность
Новые технологические решения, реализуемые в проекте, направлены на обеспечение решения задач по созданию двигателей новых поколений и, в первую очередь, на повышение эффективности компрессорных и вентиляторных узлов двигателей как для гражданской, так и военной авиации.
Решение задачи освоения производства полых лопаток и сварных блисков основано на применении комплекса прогрессивных технологий:
- линейная сварка трением (ЛСТ) - процесс соединения деталей без расплавления - для приварки рабочих лопаток к телу блисков в ходе их изготовления и ремонта;
- изотермическая штамповка (ИЗШ) лопаток, полученных из полуфабрикатов с регламентированной структурой, представляет из себя двухстадийный процесс, на первом этапе которого получается полуфабрикат с измельченной УМЗ (ультра мелкозернистой) структурой;
- сверхпластическое формование с последующей диффузионной сваркой (СПФ-ДС) - для производства полых широкохордных рабочих лопаток без антивибрационных полок.
В рамках проекта ведется разработка и освоение технологии производства объемной лопатки ГТД, изготовленной с применением УМЗ-полуфабрикатов. Измельчение структуры позволяет обеспечить технологическую пластичность и следовательно формообразование материала при температурах на 200-250ºС ниже традиционных, тем самым становится возможным использование более дешевых штамповых материалов, повышается экологичность процесса и снижаются затраты на формообразующую оснастку до 5,5 раз.
В качестве основного рынка для реализации вентилятора и блисков 1-й и 2-й ступеней КВД определен перспективный российский двигатель ПД-14. Основным потребителем является предприятие, выполняющее окончательную сборку двигателя – ОАО «Пермский моторный завод».
Двигатель ПД-14 и его модификации кроме самолетов МС-21 могут применяться также на перспективных модификациях самолета Ту-204-300 с уменьшенной взлетной массой, а также для ремоторизации транспортного самолета Ил-76. Кроме того, модификации двигателя ПД-14 планируется применять в газотурбинных установках наземного применения.
К продукции проекта также относятся лопатки изделия 117, 117С, изготовленные с применением технологии изотермической штамповки (ИЗШ). Конечным производителем изделия 117, 117С является ОАО «УМПО». Изделие 117С (АЛ-41Ф-1С) - авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДДФ) с управляемым вектором тяги поколения 4++, предназначенный для установки на истребителях Су-35 и его модификациях. На данном этапе двигатель 117С предназначен для реализации как на внутреннем, так и на внешнем рынке, двигатель 117 – исключительно на внутреннем рынке.
Производство лопаток и выполненных на их основе компрессорных (блиски) и вентиляторных узлов ГТД будет организовано на площадях ОАО «УМПО» (г. Уфа).